Что такое классический стиль танца Одисси - Ратна
Сервис обратного звонка RedConnect

Что такое классический стиль танца Одисси

Классический стиль Одисси.

 

Одисси — один из восьми классических стилей Индии, возникшей и сформировавшийся в штате Орисса. Центры развития этого стиля расположены преимущественно на побережье Бенгальского залива. Первые упоминания о танце Одисси встречаются в трактате «Натья шастре» (древний учебник по исполнительским искусствам дат. 2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) как стиле Одра-Магадха (древние названия царств на территории современной Ориссы). Материальным свидетельством танца являются барельефы в пещерном комплексе Кхандагири (2 в.н.э.), расположенном в 11 км от столицы штата г. Бхубанешвара.

Согласно «Натья шастры», танцевальная драма возникла как особое ритуальное искусство, которое в момент своего исполнения преобразовывала пространство сцены в особое сакральное. Танцевальная драма как таковая была той силой, которая объединила культуру арийских завоевателей и местного населения, этот исторический процесс нашел отражение в трактате «Натья шастра». Раз в трактате упоминаются различные стили исполнения самой драмы с упоминанием географических местностей, значит можно с полной уверенностью говорить о начале формирования эстетического явления танец Одисси.

Стиль Одисси чаще связывают с храмовым танцем, где его исполняли махари, храмовые танцовщицы. Первое свидетельство об исполнении танца в храме зафиксировано в 10 веке, а свою известность как форма танца Одисси приобрел за счет исполнения утреннего и вечернего ритуала в храме Джаганатха в г. Пури. Утренний танец махари молящиеся могли видеть, а вечерний нет, он так и остался тайной, погруженной в века. Также Одисси исполняли и во дворце перед раджей г. Пури танцовщицы деи.

В средние века это искусство выходит из стен храма, и его начинают публично исполнять мальчики и юноши. Интересный факт, учителями танца в средние века были мужчины, женщины исполняли его внутри храма, а мужчины только за его стенами.

Храмы Ориссы часто богато украшались образами танцовщиц в пленительных и невероятных по грации и изяществу позах, в 20 веке это позволило восстанавливать практически утерянное искусство танца, в следствии проводимой Великобританией политикой.

На данный момент стиль Одисси является эстетически проработанным, узнаваемым танцем со строгими правилами движения тела и костюмом. В основе Одисси лежит две позы: трибханги (тройной изгиб тела) и чоука (четыре угла). Поза трибханги позволяет создать волнообразные движения, проходящие через все тело от головы до пят и создавать эффект струящейся энергии. Поза чоука придает танцу твердую «материальную» устойчивость. Сочетание трибханги и чоука в танцевальных предложениях создает неповторимую мягкую и напористую, как течение реки, пластику танца Одисси. Костюм танцовщицы Одисси узнаваем благодаря обилию серебряных украшений, широкому трехрядному поясу и сложному головному убору, который увенчан неким подобием башенки.

В стиле Одисси, также, как и в других классических танцах, существует понятие учитель и школа. В ансамбле «Сантош» изучают Одисси сначала на общем базовом уровне, принятом в институте Кала Викас Кендра (г.Куттак, штат Орисса) в 1956 году. Этот курс осваивают по такой же программе, по которой учился основатель школы Одисси семьи Джена, Сурендранатх Джена. После изучения этой программы ученики переходят к освоению авторской школы Гуру Сурендранатха Джены, чьим главным отличием является своеобразное «размораживание» или «раскадровка» конечной скульптурной позы к возможному начальному положению и извлечение динамических единиц танца. В дальнейшим эти единицы формируют свой собственный язык тесно связывающий танец и храмовую скульптуру, создавая эффект ожившей скульптуры.

В ансамбле «Сантош» стиль Одисси является базовым, на основе его строятся концертные программы, совершаются эксперименты. Этот танец тесно связал руководителя ансамбля Наталью Бельченко с потомственной танцовщицей гуру Пратибхой Дженой Сингх, дочерью Гуру Сурендранатха Джены и стал началом своеобразной международной вертикали ученик-учитель, «шишья-гуру-парампара».