Классический стиль танца Катхак - Ратна
Сервис обратного звонка RedConnect

Классический стиль танца Катхак

Классический стиль Катхак

 

Катхак – один из восьми классических стилей индийского танца, получивший свое распространение в Северной Индии. Центрами развития Катхака являются Дели, Джайпур, Лакхнау и Бенарес (Варанаси). Последние три города дали название школам (гхарана) этого стиля.

Слово катхак происходит от катха (санскр. «история»), а людей, которые выразительно рассказывали эти истории называли катхаками. Так, путешествуя от деревни к деревне, от города к городу сказывали они «Рамаяну» и «Махабхарату», украшая свое повествование пением и танцем. В древнеиндийском трактате о танцевальной драме «Натья шастра» говорится, что для успеха исполнения в момент выражения бурной радости следует вставать с места, а петь необходимо так же сладко как Рама и Куша, сыновья Рамы. Поэтому катхаков еще называли Кушилава. Некоторые черты танца Катхак как эстетического явления зафиксировали барельефы комплекса в Бхархуте (2 в. до н.э.) и скульптурный образ смеющейся танцовщицы с места раскопок в Паталипутре (3 в.до н.э.).

Небывалый расцвет танец Катхак переживает в средние века. В этот период своего развития это искусство вбирает в себя традиции «Натья шастры» и персидского танца, возникает удивительно грациозная и изысканная форма танца. Катхак становится украшением дворов мусульманских и индуистских правителей. С 16 в. профессиональных танцовщиц Северной Индии стали называть «наутч», это имя получал и сам Катхак в сочинениях путешественников и хрониках. Прообраз современного исполнения танца возникает в 18 в. на территории раджастханского княжества Мервар.

В конце 19 в.-начале 20 в. это искусство переживает упадок, также, как и другие стили индийского танца. Сохранить достижения, сделанные поколениями танцоров, помогает искусство таваиф, индийских куртизанок. Они исполняли танец муджра, своеобразный подвид Катхака, в публичных заведениях мехфилах. Женственная и сладкая муджра полна грации, изящества и тонкой недосказанности, оставляющей простор для воображения и додумывания. Именно этот танец в дальнейшем стал основой для многих песен и танцев Болливуда. Однако не следует думать, что Катхак – это танец искусительниц мужских сердец, это очень грациозный стиль, где множество сюжетов индийской мифологии и мусульманской поэзии, воплощенные в танец и пантомиму, раскрывают тонкие смыслы Бытия.

В настоящее время в основе этого искусства лежит прежде всего ритм, и возможности ножных колокольчиков гхун-гру максимально используются. Два основных типа движения формируют эстетический образ современного Катхака – круговые (чакра) и линейные (рекха) и три их направления (вертикаль, горизонталь и диагональ). В связи с этим в танце значительное количество поворотов как вокруг своей оси, так и по кругу, там нет поз с согнутыми коленями. Катхак единственный стиль, который исполняют в юбке, он легко узнаваем визуально. Корпус исполнителя этого стиля всегда слегка развернут по диагонали относительно фронтальной проекции.

В ансамбле «Сантош» регулярные занятия по стилю Катхак (Лакхнау гхарана) проходят с 2016 года. Занятия ведет руководитель ансамбля Наталья Бельченко, которая изучает этот стиль под руководством Кавиты Тхакур, ученицы Мунны Шуклы Лала, восходящего в своей шишья-гуру-парампаре (традиция передачи знаний от учителя к ученику) к легендарному роду Махараджей (сценический псевдоним).