Вы можете пригласить нас прочесть лекцию на данную тему.

Вы сможете прослушать редкие записи классической индийской музыки в исполнении признанных мастеров, а также услышите звучание различных инструментов.

Некогда жил благочестивый царь по имени Ваджра. Однажды он попросил мудреца Маркандею научить его искусству иконографии. Прежде чем дать царю первый кусок металла для его первого творения, мудрец задал ему несколько вопросов.
“Ты умеешь рисовать?” – спросил он. Царь не умел, но попросил научить, если это было необходимо для того, чтобы освоить искусство скульптуры. “Но для этого ты должен уметь танцевать”, – настаивал мудрец. В свою очередь, чтобы научиться танцевать, царю потребовались базовые знания инструментальной музыки, которая в свою очередь требовала навыков вокальной техники. Так царю пришлось начать с изучения октав, чтобы быть способным выразить свои чувства в любом другом материале, придавая ему форму.

Вся индийская музыка делится на 2 большие группы: музыку севера – хиндустани и музыку юга – карнатаку. Но в основе всех мелодий лежат раги.

Индийские мелодии – раги уходят своими корнями в глубокую древность. Звуку, мелодии и пению древние жители Индии придавали мистическое значение, поэтому древнеиндийский трактат «Самаведа» полностью посвящен строению музыки и ее правильному исполнению. Известно, что еще древние арии использовали септатонику – гамму, состоящую из 7 основных нот. Вот как звучит гамма на санскрите – древнеиндийском языке:

Современное европейское название до ре ми фа соль ля си
Санскрит са ри га ма па дха ни

Если в европейской музыке основой мелодики является полутон, то в индийской существует более мелкое деление. Его называют «шрути» — «то, что может быть услышано». Шрути — это отношение частоты колебаний между основными нотами до и ре. Они относятся друг к другу как 270/240, то есть 9/8, поэтому количество шрути различно между различными нотам. В европейскую гамму хорошо укладываются 22 индийские шрути. Из–за такого своеобразного строения мелодии индийская классическая музыка оказывает на нас расслабляющее действие.

Рагу сравнивают с живым существом, считают, что у раги есть тело, руки, ноги, лицо и даже враги! Существуют средневековые живописные миниатюры, объединенные под общим названием «Рага мала», в которых каждая рага сопоставлена с живописным сюжетом. Эти картинки широко используются до сих пор.

Первоначально по ведическим канонам мелодия строилась из 3-х нот – именно так нужно было пропевать гимны богам. Но постепенно количество нот в раге увеличилось. Сейчас в раге не может быть меньше 5 нот.

При исполнении любой раги в начале мы слышим основную мелодию, которая и будет развита, украшена «качаниями», «колебаниями», «спиралями» вокруг основных нот и достигнет своей кульминации в конце. При этом мелодия может быть восходящей и нисходящей.

В мелодии выделяется основная нота – вада. Именно к ней будет возвращаться мелодия, именно ее будут сильнее акцентировать музыканты и певец. Также среди нот находится нота – самвада (министр), помогающая ноте — ваде. Ноты, уместные для исполнения данной раги, называются «слугами». Музыкант может использовать некоторых «слуг» при исполнении раги, а может обойтись и без них. Ноты, которые совершенно не уместны при исполнении раги, которые разрушают мелодию, называются вивади – «враги». Лицо раги – тот образ, который создает музыкант, называется шакал. Если музыкант неумело или неправильно развивает тему раги, то говорят, что «шакал прорисован неправильно».

Существует 72 основных раг. Обычно музыкант знает 10–20 наиболее общеупотребительных, хороший музыкант помнит до 50. Но даже виртуозное исполнение 1 раги высоко ценилось и ценится слушателями. Известен такой случай из средневековой Индии:

Один музыкант, великолепно исполнявший только 1 рагу, вынужден был залезть в долги и дал обет, что не станет играть до тех пор, пока не расплатится с ростовщиком. В это время местный раджа устроил пир и, конечно, пригласил музыканта исполнить мелодию. Но он не мог играть, он дал обет! Тогда раджа велел заплатить все его долги, только чтобы музыкант украсил своим исполнением его пир.

Кроме своеобразной мелодики индийская музыка отличается от европейской прихотливыми ритмами и широким использование ударных инструментов.

Ритмическая основа индийской музыки – это тал.

Тал – комбинация ударов, заключенная в круг и повторяемая столько, сколько нужно исполнителю. Обычно каждая рага исполняется в своем тале.

Скорость исполнения тала называется лая и бывает медленной, средней и быстрой. В южноиндийской музыке скорость исполнений средней лаи ровно в 2 раза быстрее, чем медленной, а быстрой – в 2 раза быстрее, чем средней. В североиндийской музыке скорость мелодии повышается постепенно.

Чем же еще отличаются музыка хиндустани и карнатака?

Прежде всего, мелодической основой. Вся музыка хиндустани базируется на гамме, идентичной современной европейской. В музыке карнатака гамма другая.

Во – вторых, ритмической основой.

В музыке севера комбинация ударов лагу будет содержать всегда 4 удара, в то время как в музыке юга этот же элемент лагу может содержать от 3 до 9 ударов. Талы карнатаки всегда содержат 3 элемента, а в северной музыке такого строгого деления нет. Вот почему талы, имеющие одно и то же название, по-разному исполняются на севере и юге.

Также в музыке хиндустани голос певца имеет своеобразное сильное вибрато. При исполнении мелодии певец помогает себе рукой, как бы указывая направление движения мелодии.

Импровизационный характер индийской музыки требует, чтобы музыкант принимал во внимание обстановку, время исполнения произведения, настроение аудитории и свое.

Традиционно исполнение начинается с алапы, величественного и спокойного показа характера избранной раги. После этого медленного, прочувствованного, иногда печального начала музыкант постепенно переходит в джор. В этой части появляется и разрабатывается ритм, а также звучат бесчисленные вариации основной темы раги. Алапа и джор не сопровождаются барабаном.

Далее алапа и джор переходят в гату, фиксированную композицию раги. Здесь к прекрасной ритмической структуре гаты и ее ритмическому циклу — талу присоединяются ударные. С этого момента и далее гата становится для музыканта той темой, к которой он должен вернуться после импровизации. Хотя исполнитель имеет полную свободу импровизации, он не должен преступать границ выбранной раги и талы. Эта свобода в рамках художественной дисциплины приходит к музыканту после многих лет упорных занятий.

Постепенное ускорение ритма в гате приходит к кульминации в четвертой части исполнения — джхале. Здесь рага становится все более мажорной и волнующей. Савал — джаваб — чарующий и быстрый диалог ситара и таблы не может не восхитить даже самого неискушенного слушателя.

Как и любая живая музыка, индийская переживала периоды подъема и спада. «Модными» становились то торжественные гимны, то песни о любви. Использовавшиеся первоначально как ритуальные мелодии, помогающие верующим настроиться на молитву, раги постепенно вышли за стены храмов, но трепетное отношение к ним остается неизменным и поныне.