2009 год объявлен годом Индии в России. Поэтому центр индийской культуры «Ратна» именно в 2009 г осуществил несколько проектов, посвященных культуре Индии. Один их последних – «Красавица и воин».

В рамках этого проекта наш город посетили преподаватели института танца Тривени Кала Сангам в г. Дели, Индия Пратибха Джена Сингх и Бхумикешвар Сингх.

Целый месяц они занимались с участницами ансамбля индийского танца «Сантош», разучивая с девушками новые номера и оттачивая старые. И, если Пратибха Джена Сингх приезжает в наш город не первый раз, то для Бхумикешвара Сингха это было первое знакомство не только с Екатеринбургом, но и с Россией.

Являясь не только танцовщиком, но и режиссером — хореографом, Бхумикешвар Сингх в сжатые сроки сумел разучить с участницами ансамбля «Сантош» танцевальную драму по мотивам средневекового поэта Индии Калидаса «Мехдут» (Облако – вестник). Языковый барьер, тройной перевод пьесы (с санскрита на хинди, затем на английский и после – на русский), необычная пластика нового стиля чхау, нехватка времени – все трудности преодолевались энтузиазмом как учениц, так и преподавателей.

Кроме того, в рамках проекта поводились лекции – презентации как в Екатеринбурге (УрГУ, кафедра искусствоведения), так и в Тюмени (йога центр «Ананда»).

Каждый танцовщик, по индийской традиции, должен уметь играть на каком – нибудь музыкальном инструменте, а также знать основы вокала. Поэтому все репетиции проходили под аккомпанемент индийского барабана (пакхаваджа) и живое пение. Кроме того, госпожа Джена Сингх прекрасно играет на ситаре. Это обстоятельство позволило организовать для желающих занятия по игре на ситаре и пакхавадже (индийском барабане).

Кульминацией проекта стал концерт «Танцы Индии», который состоялся 25 июня в Театре кукол. В нем участвовали как преподаватели — гуру Пратибха Джена Сингх и Бхумикешвар Сингх, так и участницы ансамбля индийского танца Сантош».

В первом отделении зрители увидели проникновенный и лиричный стиль Одисси. Являясь одной из лучших исполнительниц этого стиля, гуру Пратибха Джена Сингх поразила зрителей исполнением танцевального номера по мотивам индийского эпоса Рамаяны, легко и непринужденно перевоплощаясь то в царевича Раму, то в его верного друга Лакшмана, то в нежную Ситу и даже в Золотого оленя! В каждом из этих образов она необыкновенно убедительна и эмоциональна, благодаря чему зрители легко могли следить за перипетиями сюжета древней драмы.

Бхумикевар Сингх впервые в России представил публике совершенно другой стиль танца – Серайкелла Чхау. Этот стиль основан на военном искусстве Индии. Движения, костюм, использование масок — все это кажется необычным и в то же время завораживает свой архаичностью и природной пластичностью.

Такова, например, танцевальная миниатюра Маюр (павлин). Танцовщик легко перевоплощается в напыщенную птицу, которая с нетерпением поглядывает на небо, ожидая дождя.

А вот философская притча «Океан» — о человеке очарованном бесконечной водной гладью. Все, что есть вокруг нас, это океан жизни. И все мы раскачиваемся на волнах этого первозданного Океана….

Поскольку основа стиля – движения воинов, то танцы с оружием – необходимый элемент представления этого стиля. При этом как на репетициях, так и на представлении используется только настоящее, боевое оружие. Так как индийского гостя вряд ли бы впустили в нашу страну с холодным оружием, то организаторам пришлось потратить немало времени на поиски достойного клинка для номера «Представление меча».

Одисси и Чхау, красавица и воин, женский и мужской аспект танца… Мудрая и искренняя Индия вновь удивила как своих поклонников так и просто любителей танца.

Зрители разошлись, полные впечатлений, танцоры улетели в Индию, а ансамбль индийского танца «Сантош» вскоре снова начнет репетиции, чтобы осенью представить на суд своих зрителей танцевальную драму «Мехдут». И снова – впервые в России! И, может быть даже заявится с этим спектаклем на «Золотую маску»… А почему бы и нет?