Индийский классический стиль одисси возник и сформировался на территории современного штата Орисса. Первые упоминания о стиле можно встретить в древнеиндийском трактате о танце «Натья-шастра». Там стиль одисси упоминается под названием Одра Магадха и указывается как допустимый стиль исполнения танца согласно правилам «Натья –шастры».

Первые вещественные свидетельства существования этого стиля относятся ко 2 в н.э., времени императора Кхаравелы, покровителя культуры и искусства. Это барельефы танцовщиц и музыкантов на стенах джайнского монастыря, вырубленного в пещере Удайягири. Пещера Удайягири находится на расстоянии 8 км от столицы современной Ориссы г. Бхубанешвара.

За время своего существования одисси прошел путь подъёма и упадка. Расцвет стиля приходится на 11-13 века – время создания грандиозных храмов Раджрани (г.Бхубанешвар), Джаганатха (г.Пури), Конарка и других. Как и все остальные классические стили, танец одисси возник,  воплощая религиозные чувства. Сначала стиль исполнялся только женщинами, посвященными храмовыми танцовщицами – махари. Однако следует отметить, что учителями могли быть и мужчины, о чём свидетельствует скульптура нритья гуру в храме Конарк. После осквернения ряда больших храмов иностранными захватчиками, танец одисси вышел за пределы храма и стал исполняться юношами.

Репертуар и характер движений  танца махари и танца юношей носил разный оттенок. Махари танцевали для божества, спиной к аудитории, если последняя имела место быть. Тогда как юноши-гоутипуа (в переводе с ория «один мальчик») танцевали для аудитории и их целью являлось – удивить и поразить последнюю. Поэтому наряду с танцами, посвященными божествам, стали появляться танцы с акробатическими номерами. Однако затем следует упадок развития стиля и практически полное забвение. Английские колонизаторы запрещали танцевать в храмах, приравнивая махари к проституткам. Культ махари стал вырождаться,  и к 1956 году в живых осталось лишь 8 махари.

В современное время  неоклассический стиль одисси воссозданный Джаянтикой – содружеством гуру одисси имеет три основных направления. Первое – танец махари, второе — танец сакхи нача (танец, тяготеющий по стилистике своих движений к другому классическому стилю, кучипуди), третье – танец гоутипуа. В основе всех движений лежат две позы, относительно которых строится вся пластика стиля. Первая поза – трибханги или тройной изгиб тела (склоненная голова, смещенный торс и согнутые колени), эта поза напоминает латинскую S и символизирует женское начало в танце. Вторая поза  — это поза чаука или четыре угла (согнутые руки и колени), по легенде взята у бога Джаганатха, которому и посвящен в целом этот танцевальный стиль и символизирует мужское начало в танце. Содержание танцев достаточно разнообразно от чувственных историй о Кришне и его возлюбленной Радхи до героических сказаний о деяниях древний героев и богов, от описания красот природы до изображения храмовых сооружений.a

В современном стиле одисси среди трех вышеозначенных направлений десятки гуру, которые трактуют этот танец по-своему, в силу своего мировоззрения и понимания, поэтому не стоит искать то, что правильно, а стоит наслаждаться  всем, что производит воображение этих талантливых людей, потому как каждое творение прекрасно.