С момента изготовления первой иглы древние люди начали украшать вышивкой всевозможные изделия. Что же такое вышивка? Это широко распространенный тип декоративно – прикладного творчества – выполнение различными нитями (чаще всего цветными) узоров или иных изображений на основе с помощью иглы или крючка.

В качестве основы для вышивки используются разнообразные материалы – ткани, кожа, войлок, меховые пластины и другие. Вышивка выполняется не только нитями, (шелковыми, хлопковыми, шерстяными и т.д.), но и волосом, шнурами, лентами, золотой и серебряной проволокой (канитель). Кроме этого, при создании вышивки используется бисер, жемчуг, бусины из драгоценных и полудрагоценных камней, блестки, монеты и прочее. Если в вышивке используются кусочки ткани (меха, войлока) то такая вышивка называется аппликацией.

Во все времена, все народы использовали вышивку как показатель благосостояния и статуса владельца. Одежда императоров и царей украшалась золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями.

Уже в ведической литературе, датируемой 5 в до н.э. упоминается вышивка. В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные вышивки, как свидетельство творческой активности живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены люди в богато вышитых одеждах.

В вышивках нашла отражение вся сложная история Индии. Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников и мусульманских завоевателей привели к значительным изменениям искусства и культуры населения Индии. Особенностью Индии до сих пор остается способность принимать и ассимилировать новые понятия и навыки без потери базовых ценностей и фундаментальных основ. Это относится и к вышивке.

Так, вышивка золотыми и серебряными нитями, так популярная в ведические времена, – родом из Китая. Цветочные мотивы наиболее распространены в Белуджистане и привнесены в Индию мусульманами.

Кашмирская вышивка – вышивка гладью – заимствована из Китая через Иран, и отчетливо проявлена в этом стиле. Вышивка Чиканкари из Уттар Прадеш напоминают европейскую теневую вышивку по полотну. Техника вышивки Касути из Карнатаки очень похожа на славянские, австрийские, венгерские и испанские вышивки. Вышивки Синдх, Кутч, Катхьявари подобны вышивальной технике переплета из Испании и Германии, а стиль Моти Каам – вышивка бусинами подобна мексиканской вышивке бисером.

При этом есть и чисто индийские особенности – своеобразные швы и использование в вышивке зеркал.

В настоящее время вышивкой украшают всевозможные изделия – от кошельков до шатров. Существует огромное количество различных швов. Вышитые изделия варьируются от тончайших деликатных контурных вышивок до плотных «ковровых», полностью заполняющих ткань основы.

На приведенной карте, взятой из книги Ethnic embroidery of India автора Usha Shrikant, показаны главные центры и характерные мотивы этнической вышивки. В каждом регионе существуют свои излюбленные швы и строчки, мотивы, бордюры, сочетания цветов.

Для работы в индийской вышивке используются хлопковые и шелковые нити всевозможных цветов. Чаще всего используют фабрично окрашенные нити, хотя в некоторых частях Индии до сих пор вышивают нитями, вручную окрашенные растительными красителями. Вместо дорогостоящих драгоценных камней и золота используются широко распространённые материалы – стеклянные бусины, проволоки различных металлов, зеркала. Но, несмотря на замену материалов, вышивка по-прежнему остаётся красочной и привлекательной. Готовые изделия поражают элегантностью и красотой.