С момента изготовления первой иглы древние люди начали украшать вышивкой всевозможные изделия. Что же такое вышивка? Это широко распространенный тип декоративно – прикладного творчества – выполнение различными нитями (чаще всего цветными) узоров или иных изображений на основе с помощью иглы или крючка.
В качестве основы для вышивки используются разнообразные материалы – ткани, кожа, войлок, меховые пластины и другие. Вышивка выполняется не только нитями, (шелковыми, хлопковыми, шерстяными и т.д.), но и волосом, шнурами, лентами, золотой и серебряной проволокой (канитель). Кроме этого, при создании вышивки используется бисер, жемчуг, бусины из драгоценных и полудрагоценных камней, блестки, монеты и прочее. Если в вышивке используются кусочки ткани (меха, войлока) то такая вышивка называется аппликацией.
Во все времена, все народы использовали вышивку как показатель благосостояния и статуса владельца. Одежда императоров и царей украшалась золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями.
Уже в ведической литературе, датируемой 5 в до н.э. упоминается вышивка. В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные вышивки, как свидетельство творческой активности живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены люди в богато вышитых одеждах.
В вышивках нашла отражение вся сложная история Индии. Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников и мусульманских завоевателей привели к значительным изменениям искусства и культуры населения Индии. Особенностью Индии до сих пор остается способность принимать и ассимилировать новые понятия и навыки без потери базовых ценностей и фундаментальных основ. Это относится и к вышивке.
Так, вышивка золотыми и серебряными нитями, так популярная в ведические времена, – родом из Китая. Цветочные мотивы наиболее распространены в Белуджистане и привнесены в Индию мусульманами.
Кашмирская вышивка – вышивка гладью – заимствована из Китая через Иран, и отчетливо проявлена в этом стиле. Вышивка Чиканкари из Уттар Прадеш напоминают европейскую теневую вышивку по полотну. Техника вышивки Касути из Карнатаки очень похожа на славянские, австрийские, венгерские и испанские вышивки. Вышивки Синдх, Кутч, Катхьявари подобны вышивальной технике переплета из Испании и Германии, а стиль Моти Каам – вышивка бусинами подобна мексиканской вышивке бисером.
При этом есть и чисто индийские особенности – своеобразные швы и использование в вышивке зеркал.
В настоящее время вышивкой украшают всевозможные изделия – от кошельков до шатров. Существует огромное количество различных швов. Вышитые изделия варьируются от тончайших деликатных контурных вышивок до плотных «ковровых», полностью заполняющих ткань основы.
Для работы в индийской вышивке используются хлопковые и шелковые нити всевозможных цветов. Чаще всего используют фабрично окрашенные нити, хотя в некоторых частях Индии до сих пор вышивают нитями, вручную окрашенные растительными красителями. Вместо дорогостоящих драгоценных камней и золота используются широко распространённые материалы – стеклянные бусины, проволоки различных металлов, зеркала. Но, несмотря на замену материалов, вышивка по-прежнему остаётся красочной и привлекательной. Готовые изделия поражают элегантностью и красотой.